Меню
16+

Сайт Чухломской общественно-политической газеты «Вперёд»

26.01.2019 11:43 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 26.01.2019 г.

И вспомнить страшно, и забыть нельзя

Автор: Людмила Тучина

Навеки останется в памяти нашего народа одна из самых трагических и одновременно героических страниц истории Великой Отечественной войны — оборона Ленинграда в 1941-1944 гг. Отрезанный от страны город в течение 900 дней блокады стойко выдерживал натиск наступавших фашистских войск. Медалью «За оборону Ленинграда» награждались все участники защиты города, награжденных около одного миллиона 470 тысяч человек. Среди них наш земляк, ветеран Великой Отечественной войны Алексей Кудрявцев.

     Алексей Сергеевич – уроженец деревни Мазалово. Рос в большой крестьянской семье. Алексей, будучи молоденьким пареньком, окончив пять классов, пошел работать в колхоз, где пахал поля, был помощником комбайнера, молотильщиком, трактористом.

     В 1941 году поступил в школу фабрично-заводского обучения. «Учиться мне нравилось. Я обучался плотницкому делу, а мой друг Алексей Александров учился на штукатура», — вспоминает Алексей Сергеевич. Не думали молодые ребята, что жизнь распорядится по-своему. Началась война.

     Алексей и еще семь юношей были призваны в ряды Советской Армии. По распределению попал в Морской флот. Дали молодому солдату направление на Дальний Восток, но потом вернули и через неделю переправили в Ленинград. «Это был сентябрь — октябрь 1942 года», — говорит ветеран. Поселили бойцов в Рузаевские казармы на берегу реки Невы. «Побывал на подводных лодках. Мы чистили аккумуляторы для лодок. Работа не из легких», — рассказывает Алексей Сергеевич. Уже позже Алексей на станции Токсово проходил обучение на связиста: учился налаживать и восстанавливать связь, работать с телефонными кабелями, коммутаторами. А вот с Токсово боец попадает в 577 торпедно-минометную часть ближе к фронту. «Жили мы в Синявинских болотах в землянках. По ночам у самой линии фронта пилили лес, строили блиндажи. Работали по ночам, все было засекречено. Ждали наступления», — вспоминает ветеран.

     Двенадцатого января был отдан приказ осуществить залп. «Установки, мы их называли «Андрюша», располагались прямо на земле на подставках, удерживаемые специальными устройствами. Каждая из двух заряжалась 12 снарядами. До первого залпа нашу часть не обстреливали. Но вот после залпа начались обстрелы. Стреляли со всех сторон. Приказ был дан делать второй залп, но это дело нескорое. На второй день подвезли снаряды, а надо еще зарядить. Мимо проходили раненые. Мы спрашивали, как обстоят дела, как идут бои, ответами было покачивание головами. Тяжело пришлось нашим бойцам», — ведет рассказ Алексей Сергеевич. Это было время соединения Волховского и Ленинградского фронтов.

     Во время очередного артобстрела Алексей Кудрявцев был ранен осколками снаряда, которые «прошили» обе ноги. «Это было на утре, я даже и не думал, что такое может случиться. Успел позвать на помощь и потерял сознание», — говорит ветеран.

     Лечение Алексей Сергеевич проходил в Ленинграде. К несчастью, случилось непоправимое, – началась гангрена левой ноги, ее пришлось ампутировать. «Город бомбили, госпиталь тоже. Много врачей убивало снарядами. Враг не смотрел на то, есть на здании красный крест или нет. Пролежал я в госпитале целый год», — рассказывает Алексей Сергеевич. За время лечения судьба свела его с прекрасными людьми: врачом, которую он глубоко уважал за то, что она проникалась солдатскими страданиями, болью и понимала состояние раненых, а еще был друг, который носил на руках на перевязку.

     «Родные не знали, где я и что со мной. Отчим писал письма в разные части, госпиталя. И одно письмо пришло главному врачу госпиталя в Ленинграде. Когда меня стали перевозить на лечение в другое место, везли через Вологду. Мама, Елизавета Александровна, приехала меня навестить, да и забрала домой, где началась моя мирная жизнь», — говорит фронтовик. Полгода учился ходить на костылях. Потом приехал к своему крестному в Чухлому, и именно он надоумил 20-летнего юношу начать ремонтировать обувь. В комбинат бытового обслуживания требовался сапожник. А еще чухломичи его помнят, как отличного наладчика швейных машин.

     В Чухломе встретил свою любовь, женился, вырастил детей. Сейчас отрадой для него являются внуки и правнуки, которые окружают заботой и вниманием.

     Боевые награды Алексея Сергеевича – орден Славы III степени, орден Отечественной войны, медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и многие другие бережно хранятся. А в День Победы ветеран надевает их на торжественный парад.

     Время лечит. Память стирает все приметы старых времен. Но есть незаживающие раны, которые кровоточат и спустя десятилетия.

     27 января 1944 года над Ленинградом прогремел праздничный салют в честь полного освобождения города от вражеской блокады. 24 залпа из 324 орудий возвестили, что город жив, свободен и так будет всегда!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

25