Меню
16+

Сайт Чухломской общественно-политической газеты «Вперёд»

18.05.2016 14:43 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 55 от 19.05.2016 г.

Перспективы развития Нечерноземья

В Галиче Костромской области состоялась пресс-конференция редакторов районных газет с депутатом Государственной Думы, членом регионального политсовета партии «Единая Россия», профессором кафедры биологии и физиологии растений Костромской государственной сельскохозяйственной академии Алексеем Ситниковым. 

    Центральной частью беседы было обсуждение программы развития Нечерноземья.

    В начале встречи Алексей Владимирович отметил, что рад встрече на хлебосольной галичской земле. Живое общение очень важно, т. к. каждый из редакторов владеет ситуацией на местах, а депутату важно знать проблемы региона и районов

    - Как Вы стали депутатом Государственной Думы?

    — Я абсолютно осознанно в 2011 г. принимал участие в предварительном голосовании, это был мой первый федеральный уровень. Работало шесть площадок, на тот момент я был депутатом областной Думы. В рамках этих встреч мы дискутировали, обозначали проблемы. В результате праймериз я оказался в тройке лидеров: Гальченко, Слюняев и я.

    После ухода Гальченко из Государственной Думы на другую работу, генсовет партии «Единая Россия» принял решение передать этот мандат мне. Пусть и на этот небольшой период, но чтобы я представлял интересы Костромской области в Государственной Думе. Для меня важно выстроить связь с населением области и Государственной Думой. Некоторые проблемы центральной России уходят несколько на второй план, потому что явные успехи в сельском хозяйстве у юга. Есть экономически развитые регионы, где изначально технологически-экономический потенциал был на высоком уровне, а мы немножко в тени, поэтому мы сформулировали задачу разрабатывать и продвигать программу развития Нечерноземья. И это моя главная ведущая цель, чтобы эта программа была подхвачена на федеральном уровне и дошла до логического завершения в виде принятия постановления правительства. Общими усилиями мы эту задачу должны решить.  Главное в программе развития Нечерноземья – человек и его комфортная жизнь. В центре России не лучшие климатические условия, но есть хорошие аграрные традиции. Пример развития северо-востока области, опыт своих товаропроизводителей, хозяйств показывает, что при государственной поддержке в хозяйствах получается высокий культурный уровень, а за сильными хозяйствами подтягиваются и возвращаются и культурная жизнь, и качество жизни. Для врачей изыскиваются средства, чтобы предоставить им жильё, больницы укомплектовываются врачами, не столь быстро, как хотелось бы, но специалисты приезжают в районы. Но это опыт региональный, его надо распространить на федеральный, и тогда у нас должно всё получиться.

    - А как Вы стали профессором?

    — Звание у меня кандидат сельскохозяйственных наук. С наукой я дружил всегда, основное влияние на меня оказал отец, он тоже аграрий. Он всегда говорил, что без науки, без новых технологий невозможно развитие ни одного направления, а в сельском хозяйстве особенно. Это на целине при небольших распаханных площадях можно было получить хороший урожай, а при наших климатических условиях это невозможно. Будучи агрономом я осознанно занимался научной деятельностью. В Высоковском интересно было изучать новые гибриды томата, огурца. С моими научными руководителями разработали совершенно новый способ формирования томатов и внедрили на своём предприятии, получали отличные результаты. Все наработки оформил в диссертационную работу, проводил три года опыты, писал, защитился, привёз в НИИОХ профессорам свою работу, они были удивлены нашими разработками. Защита прошла хорошо. В нашей сельхозакадемии очень нужны были кадры, и сейчас нужны. Ребят надо видеть со школьной и студенческой скамьи, мы их зовём на практику. С кафедры физиологии растений поступило предложение возглавить кафедру и преподавать, я с удовольствием откликнулся: читаю лекции, рецензирую рефераты, дипломные работы. Общение со студентами это уже другой уровень по сравнению с общением с подчинёнными.

    — К программе Нечерноземья тоже будете привлекать студентов?

    — Да, тот накопленный опыт в программе Нечерноземья — одно из ключевых составных частей использования научного потенциала своих аграрных вузов и подготовка ребят, нацеленных на определённую работу. Они должны видеть свою перспективу: он должен приехать в жильё, получать доплату к зарплате. Сейчас мы субсидируем затраты молодых на строительство, а нам надо хотя бы немножко построить квадратных метров, чтобы молодые специалисты видели, что у них есть перспектива и мы можем обеспечить им достойную жизнь.

    — Вы за такой небольшой период объездили всю область.

    — Практически, да. Не доехал только до Поназырево, планирую побывать и там. Встречался с руководителями хозяйств  и с населением. Есть много вопросов, которые предстоит решать, есть и положительные вещи, которые вселяют надежду, что у нас перспективы есть.

    Проехав практически по всем районам, понимаю, что государственная поддержка должна быть на другом уровне, потому что она у нас слабо дифференцирована, 222 млрд. рублей  в целом на агропромышленный комплекс страны, это серьёзные деньги. По стране развитие сельского хозяйства получило хорошее ускорение и дало свои плоды. Мы и по выращиванию зерна лидеры, и по его экспорту. По мясу курицы мы забыли, что такое американские окорока, это всё благодаря национальному приоритетному проекту. По свинине практически закрыли потребность. Но за этими красивыми цифрами центральная Россия практически потерялась. Сегодня все в одинаковых условиях по софинансированию. Софинансирование должно быть, в противном случае, человек начинает относиться к деньгам как к подарку.

    Единая программа увяжет комплексную поддержку. При поддержке производства, мы финансируем минимальное количество жилья, врачей, учителей, культуры. Программа Нечерноземья не так уж и затратна. Юг России возвращает государственную поддержку, её надо к нам перенаправить, но при чётком планировании, при чёткой разработке целевых показателей программы, которых нужно достигнуть.

    - Другие регионы участвуют в программе?

    — Да, я сейчас и занимаюсь консолидацией других областей центрального Нечерноземья. По приглашению губернатора Костромской области Сергея Ситникова мы впервые встречались в Костроме с заместителями губернаторов, курирующих АПК.  Общая идея поддержана, но у многих возникли свои предложения. Сейчас мы собираем все предложения. Следующую встречу мы провели уже на ярославской земле, где собрались директора департаментов АПК. В июле мы должны выйти уже на федеральный уровень совещания, скорее всего под председательством уполномоченного представителя президента, где губернаторы, депутаты Государственной Думы сформулируют убедительные доводы в необходимости принятия этой программы. Пока не чувствуют в нас потенциал, потому что земли выбывают, мы приняли закон, который  ужесточает ответственность за неиспользование земли, мы прописали, что эту землю заберут муниципалитеты. Но что они будут делать дальше без господдержки, чтобы эту землю выделить, оформить на неё свидетельство, провести межевое дело? Администрации района должны быть обеспечены деньгами, сегодня всё оформляется за счёт собственных средств. Если бы стояла очередь инвесторов, то оформление происходило за их счёт. Мы должны выделить муниципалитетам изъятую землю у недобросовестных собственников, но за ней как-то надо дальше ухаживать. Потенциал в центральной России огромный.

    Важны мелиорация и механизация земель. Мы должны выстроить систему поддержки даже мелких собственников земли, если мы приняли решения о мелиорации того или иного района земли, то надо с одной стороны как-то заинтересовать собственника земли, а с другой, как-то обеспокоить того, кто откажется, для него, возможно, будет другой налог, если он не захочет участвовать в государственной программе. Мы должны всё обдумать, погрузиться в эти проблемы.

    — Вы делаете ставку на действующие СПК?

    — Нельзя сказать, что ставка делается только на действующие СПК. Не забываем о частной инициативе, КФХ, которым необходима должная поддержка: консультационная, финансовая, организационная, обучение для них. Поступили предложения от коллег из других областей о создании ключевых крупных проектов: в действующих СПК через финансовую поддержку организовать крупное животноводческое, молочное предприятие без госучастия, но с серьёзной господдержкой, гарантиями государства. Проекты очень длительные, поддержку нужно обязательно прописать.

    - В хозяйствах нет кадров, многие из них настолько закредитованы, что деньги, которые они получают, уходят на долги. Предусматриваете ли Вы поддержку существующих хозяйств или пусть появляются другие?

    — Существуют долги 90-х годов. Я поднимал задачу о списании их. А с точки зрения качества заёмщиков надо разбираться: на что брали, на что рассчитывали. Там, где виновато государство, оно должно за это ответить.  Я буду противником поголовного списывания таких долгов, иначе всю инициативу убьём на корню. Сначала будем работать со старыми долгами.

- Что является самым главным для Вас в программе?

- Ставку делаю на крестьян, на людей, которые работают на земле. Мы должны создать условия, чтобы люди поверили, что они могут зарабатывать на нашей земле, обеспечить свою жизнь именно сельскохозяйственным производством. Сегодня на юге избыток рабочей силы и уровень заработной платы ниже, чем на наших сельхозпредприятиях. Так сложилось из-за миграции рабочей силы.

    - Меры по поддержке оказываются, но деревни обезлюдили, например, открой ферму, работать некому. Как удержать молодых в селе?

    -  Мы должны запустить обратную миграцию с юга, создать условия для работы. Когда молодой специалист приходит в хозяйство, он получает очень хорошую материальную поддержку, т. е. условия созданы. Надо ещё привязывать молодых к жилью.

    - Государство не может взять сельское хозяйство в свои руки?

    — Государство не может обеспечить в должной мере эффективного контроля за руководителями. А многое зависит именно от руководителя. Государство не гарантирует эффективного использования средств, государство должно оказывать поддержку.

    — Государственно-частное партнёрство есть в сельском хозяйстве?

    — Формы какие-то есть, смысл такого партнерства, — это какие-то инвестиции. Такая форма интересна, её надо прорабатывать несомненно.

    - А как быть с техникой? Её недостаточно для обработки земли.

    — С точки зрения исполнительной власти надо собрать статистику для необходимой обработки земли, посмотреть, какая техника есть, например, как в Шарьинском районе, создали кооператив: купили трактор на четверых и работают. Планируем в области провести «круглые столы», куда будут приглашены специалисты АПК из районов, чтобы обсудить эту тему, как специалисты видят организацию этой работы.

    — На какой период рассчитана программа и когда она будет принята?

    — С учётом всех этапов прохождения есть шансы запустить её в 2018 году, а работать начнёт с 2019 года. Период действия программы лет десять. Деньги в сельском хозяйстве начинают приносить отдачу на восьмой-десятый год. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

111