Меню
16+

Сайт Чухломской общественно-политической газеты «Вперёд»

12.04.2018 11:22 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от  12.04.2018 г.

Аэропорт в Чухломе

Автор: Ольга Борноволокова

Практически все чухломичи и жители района поймут, о каком месте идёт речь, когда упоминаются аэропорт или аэродром. Один из микрорайонов города условно тоже так называют. А как наш город был связан с авиацией, кто из наших земляков трудился в этой отрасли, на эти и другие вопросы попытаемся ответить в этой статье.

     В середине прошлого века использование авиасообщения было обычным для жителей нашей страны, в том числе и Костромской области. Популярность самолёта как транспортного средства определялась в первую очередь тем, что грунтовые дороги, соединяющие даже районные центры, оставляли желать лучшего. Многие помнят, как по грунтовой дороге добирались до Галича примерно пять часов. Поэтому авиасообщение обеспечивало практически единственную возможность связаться с областным центром и отдалёнными районами.

     В основном летали самолёты АН-2, в народе прозванные «кукурузниками». Условия для пассажиров вряд ли были комфортными: летали боком на лавках вдоль бортов, сильная болтанка из-за воздушных ям. При этом АН-2 отличали неприхотливость и выносливость.

     Костромская область была охвачена авиасообщением. Билеты стоили не более 11 рублей в дальний уголок области в ценах 80-х годов прошлого века.

По материалам архива

     - Решение исполнительного комитета Чухломского городского Совета депутатов от 28 марта 1958 года «В связи с необходимостью организации регулярной воздушной связи г. Чухломы с областным центром и с другими районами области исполком решил:

     1. Построить вблизи г. Чухломы аэродром гражданского воздушного флота.

     2. Возложить руководство по строительству аэродрома на Горкомхоз.

     3. Выделить для строительства аэродрома участок земли в количестве 28 га из земель города.

     На территории аэродрома запретить проезд, пастьбу скота и возведение каких-либо сооружений и построек, кроме служебных. Горкомколхозу на территории аэродрома произвести посев многолетних трав. Разрешить производить сенокошение на территории по согласованию с командованием 193 авиаотряда».

     - Распоряжением исполкома городского совета депутатов от 13 июня 1958 года на аэродром в качестве табельщика принята Вера Николаевна Гурова.

     - На заседании исполкома Чухломского городского Совета депутатов 2 апреля 1959 года принято решение «Об увеличении кредита на достройку аэродрома».

     - 21 января 1970 года председателем Чухломского райсовета утверждён акт о том, что аэродром Чухлома площадью 28 га пригоден для использования под строительство взлётно-посадочной полосы с искусственным покрытием для авиахимработ и грузопассажирских перевозок.

     - Заявление начальника Судайского аэропорта М.А. Лебедева о необходимости строительства нового здания аэровокзала от 18 октября 1970 года.

     - Решение исполкома Чухломского райсовета от 14 октября 1971 года: «Отвести земельный участок под строительство здания Судайского аэропорта общей площадью 0,2 га в 4 км от с. Судай с правой стороны дороги Чухлома – Судай, в 30 метрах от существующего здания аэропорта».

Первый начальник аэропорта в Чухломе – Александр Двинининов

     Александр Кондратьевич – участник Великой Отечественной войны. Окончив школу младших авиаспециалистов, получил специальность мастера по авиационному вооружению. Служил в авиационном полку в эскадрилье пикирующих бомбардировщиков дальнего действия мастером по ремонту установленного на самолётах оборудования, а также вооружения.

     Первое боевое крещение – бои за Сталинград. Участвовал в освобождении Крыма, Кенигсберга. Боевые награды свидетельствуют об отваге Александра Кондратьевича.

     Не случайно именно его в 1958 году назначили начальником аэродрома в Чухломе. Он руководил работами по подготовке поля, его разметке и расчистке. Затем около 20 лет обеспечивал безопасные воздушные перевозки грузов и пассажиров над территорией, которую контролировали службы чухломского аэропорта.

     Родные вспоминают Александра Кондратьевича как строго и молчаливого. Внучка, Марина Кузнецова: «Раньше во время масленицы желающих катали на самолёте над Чухломой. Однажды дедушка взял и меня. Честно говоря, меня в воздухе укачало. Помню, как просила открыть форточку – «подышать». А дед только посмеивался. Когда приземлились – передал меня на руки отцу. На работе у деда бывали часто. Наблюдали как работают диспетчера. А вот пассажиров уже было мало».

Аэропорт стал единственным местом работы для чухломича Игоря Горланова

     Игорь Горланов демобилизовался из армии. По пути домой заехал к родственникам в Чухлому. Обсуждая планы на будущее, дядя предложил ему остаться – в городе достраивали аэропорт. Без долгих раздумий молодой человек согласился.

     23 февраля 1959 года – запись о приёме на работу радиооператором. Начальник аэропорта, фронтовик Александр Двинининов руководил работами по завершению строительства. Для здания аэровокзала был перевезён добротный деревенский двухэтажный дом. На первом этаже располагались зал для пассажиров, буфет, касса, сторожка, было предусмотрено помещение для метеостанции. На втором – радиостанция, радиорубка, диспетчера, специальное оборудование, кабинет начальника аэропорта. Радиобюро было оснащено магнитофоном с четырьмя дорожками. Кассеты хватало на 24 часа.

     Также на аэродроме была обустроена агрегатная. Здесь размещался бензиновый движок. (Электроэнергия отключалась в 12 ночи). Затем была протянута электролиния. Склады построили позднее.

     Для взлёта и посадки самолётов по розе ветров были устроены две грунтовые полосы. Асфальтированная полоса протяжённостью 450 метров была построена одновременно со строительством дороги Чухлома — Галич.

     Рейсы осуществлялись по всей области. До Костромы самолёт АН-2 летел 45-50 минут.

     Пользовались популярностью рейсы до Судая, Панкратова. Сначала перевозили по 10 пассажиров, затем численность увеличилась до 12. В то время авиасообщение было практически единственным средством связи с Костромой и другими районами области. Им пользовались студенты, «командировочные», также родственники легко могли навестить друг друга. Грузов перевозили тоже много: лекарства, наглядные пособия в школы. Среди получателей часто были и колхозы, промкомбинат и другие предприятия района.

     Игорь Леонидович вспоминает: «Ориентиром во время полёта для лётчиков, среди которых, кстати, было много фронтовиков, служила дорога. Договаривались, кто с какой стороны летит». К слову, полёты были хоть и некомфортны: те, кто пользовался местными авиалиниями, отмечают, как укачивало, но при этом максимально безопасны. Ветеран не помнит за годы работы ни одного чрезвычайного происшествия, тем более крушения.

     Кроме перевозки пассажиров и грузов совершались санитарные рейсы. Бригады врачей из Костромы приезжали в Чухломскую больницу либо больных отправляли в областной центр.

     Два раза в день лесопатруль облетал свой участок. С самолёта сеяли лес.

     Работала и сельхозавиация. Одно время ГАИ совершала облёт территории на вертолёте.

     Для примера: в 1974 году было перевезено из аэропорта Чухлома пассажиров 1 021, грузов – 1,2 тонн.

     Игорь Леонидович отслеживал движение самолётов в зоне, подконтрольной Чухломскому аэропорту (так, высота свыше 1200 м к ней не относилась). Когда самолёт сел, вылетел, загрузку пассажиров. Каждый час передавал погоду, измерения узнавал на метеостанции в Тимофеевском.

     Разрабатывались планы развития, хотели открыть рейсы, например, на Ленинград, ныне Санкт-Петербург. Но строительство асфальтированной дороги до Костромы заметно снизило пассажиро- и грузопоток аэродрома в Чухломе. Его реорганизовали в выносной местный диспетчерский пункт.

     Постепенно самолёты перестали здесь взлетать и садиться, но персонал продолжал выполнять обязанности. Также передавались погодные условия, диспетчера «вели» самолёты в нашем воздушном пространстве, пилотам сообщалась информация о встречном давлении и др. Летал тогда лесопатруль, совершались облёты в связи со строительством газопровода в области, были и военные рейсы.

     Аэропорт в Чухломе закрыли в 2012 году. Оборудование забрали, мачту уронили.

     Аэропорт стал местом работы и других уважаемых чухломичей. Ю. Холодов, Н. Попов, И. Антонов, В. Борисов, В. Балутин и другие обеспечивали работу малой авиации. О некоторых из них читайте в следующих номерах газеты.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

120